среда, 26 сентября 2012 г.

Хотите погрязнуть в красоте?

Ельня — лакомый кусочек для приверженцев экологического туризма. В этом убедились и наши корреспонденты

Все идет по плану

Чтобы сэкономить время, директор заказника “Ельня” Иван Борок предложил проехать по особо охраняемой природной территории на болотоходе — легкой машине на огромных мягких камерах. Пока мы движемся к началу маршрута № 2, разработанного в рамках программы развития экологического туризма, директор дает “вводную информацию”:

— Основным документом, который регулирует деятельность заказника “Ельня”, является план управления. В нем подробно и по годам расписаны все мероприятия, которые будут осуществляться для развития территории, в том числе касающиеся и организации экологического туризма. В первую очередь нужно рассчитать предельную рекреационную нагрузку, разработать туристические маршруты и приобрести необходимую технику.

Запланированное не остается на бумаге, а воплощается в жизнь. В пределах заказника уже разработаны четыре маршрута, изданы путеводители, устанавливаются информационные знаки, оборудуются места отдыха. Постепенно закупается снаряжение. Помимо палаток, спальников и экипировки на балансе Государственного природоохранного учреждения “Ельня” уже появились пластиковые лодки и болотоснегоход “Роса”. В рамках проекта ЕС/ПРООН “Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь”, а также при содействии Миорского райисполкома скоро будет создан экологический центр, в котором желающие смогут познакомиться с болотом, не посещая его.

— Такой легкий вариант экскурсии будет востребован у детей, — уверен Иван Борок. — А вот, кстати, и начало маршрута для настоящих любителей экстрима!..

На подстраховке — вездеход

Болотоход нырнул под полог леса — туда, где начинается один из четырех экологических маршрутов. Тропа проходит по участку, где запрещена всякая хозяйственная деятельность. По сторонам высятся огромные осины — им по 100—150 лет. Среди кустарника лежат поваленные деревья, которые приходится объезжать. Не убирают, потому что здесь все должно идти по законам дикой природы.

Примерно через два километра лес заканчивается. На его “внутренней опушке” последние приготовления туристов — обработка открытых участков тела отпугивающими комаров и слепней препаратами. А дальше — необозримый простор болота, поросшего травой, мхами и столетними, но низкорослыми скрюченными соснами.

Ни на чем, кроме болотохода, тут не проедешь. Даже этот внедорожник, едва остановившись, начинает медленно увязать в “растворе” из торфа и мха. Ступая с подножки на землю, рискуем пожертвовать топи свои сапоги. Передвигаться по болоту нужно “плывущей” походкой — мелкими шагами, без резких движений, тогда слой травы хоть и прогибается, но худо-бедно удерживает.

Появляется желание как можно быстрее вновь оказаться в кабине болотохода. Однако у туристов, решивших покорить Ельню, такой возможности не будет.

— Болотоход мы приобретали не для того, чтобы катать на нем туристов, — расставил все точки над “i” Иван Борок. — Эта техника будет использоваться для осуществления природоохранных мероприятий и в случае чрезвычайных ситуаций.

Действительно, время от времени нарушители ездят по территории заказника на джипах или квадроциклах, разбивая тропы и нанося существенный вред природе. Иногда ведется незаконная охота на птиц. Осенью болото атакуют любители клюквы, норовя собрать урожай в запрещенное время. Находятся желающие поживиться краснокнижными видами растений и животных. Даже имея оперативную информация о нарушении, без спецтехники пресечь его сложно. А ведь территория огромная — 25 тысяч гектаров!

Вторая функция болотохода — помощь в обеспечении научных экспедиций, а их на территории заказника проходит немало. Полезна такая техника и при организации экотуризма.

— Болото всегда таит в себе массу неожиданностей для путешественников, — напоминает Иван Борок. — Может случиться, что во время прогулки кто-то из туристов поранится или просто почувствует себя плохо. Тогда мы сможем произвести быструю и максимально комфортную эвакуацию.

Край ста озер нуждается в... воде

Тем временем мы направляемся все глубже в болото. Делаем остановку неподалеку от очень красивого и необычного озера — Курганистого. Кстати, на территории заказника “Ельня” расположено более ста озер, включая тридцать крупных.

Берега торфяного водоема круто обрываются, в полуметре от берега глубина воды достигает уже нескольких метров. По озеру разбросана масса крошечных островков — так называемых сплавин, на которых растут карликовые сосны и гнездятся птицы.

То и дело попадают в поле зрения пернатые обитатели заказника: журавли, кулики, сизые, серебристые и озерные чайки. Настоящей же визитной карточкой Ельни являются такие редчайшие виды птиц, как чернозобая гагара, сокол-дербник, заполярные гости — белая куропатка и золотистая ржанка.

Продвигаясь на болотоходе, мы пересекли канал — один из “шрамов”, оставленных мелиорацией. В 1930-е годы, когда территория нынешнего Миорского района входила в состав Польши, подобные каналы, сооружавшиеся при строительстве системы водяных мельниц, буквально высосали всю воду из болота. При советской власти “благое дело” продолжилось. В результате болото стало стремительно деградировать.

— Ельня — типично верховое болото, питающееся исключительно за счет осадков и грунтовых вод, — поясняет Иван Борок. — Оно имеет форму купола: перепад высоты от центра к периферии составляет примерно семь метров. Когда построили каналы, вода по ним скатывалась от центра заказника, болото высыхало. Кроме ущерба уникальной экосистеме принудительное осушение накалило пожароопасную ситуацию.

Немудрено, что пожары на Ельне возникали практически ежегодно. Самый страшный случился летом 2002-го — огонь охватил более 70 процентов территории болота. Надо ли лишний раз напоминать, какую опасность таит в себе горящий торфяник — потушить такой пожар очень сложно. После того как красный петух так больно клюнул, на “сухую” проблему Ельни обратили серьезное внимание и государственные природоохранные учреждения, и общественники. Сначала силами строительных организаций по периферии — там, куда могла проникнуть техника, на каналах построили плотины. Уровень воды на болоте поднялся на 40—50 сантиметров.

Работы по восстановлению гидрологического режима в центральной части Ельни начались в 2007 году. Совместными усилиями администрации республиканского заказника “Ельня”, общественной организации “Ахова птушак Бацькаўшчыны” и ИП “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” построено несколько десятков плотин. Сооруженные вручную из коряг, стволов деревьев и дерна плотины покрылись мхом, заросли травой и сегодня уже воспринимаются как естественные элементы болотного ландшафта. Кстати, некоторые плотины включены в экологические маршруты.

Незаметная красота

Наше путешествие заканчивается в самом сердце заказника — возле центрального озера Ельня. К нему примыкают несколько так называемых минеральных островов — сухих участков земли, поросших лесом. На этих островах на протяжении нескольких десятилетий существуют стоянки, созданные рыбаками. Пока они несанкционированные, но в скором будущем будут благоустроены и тоже войдут в туристические маршруты.

...Пора возвращаться назад — по своим же следам, уже “зализанным” болотом. Остаток пути мы решили пройти пешком. Причина тому весомая. Чтобы оценить все здешние красоты, мало озираться по сторонам — нужно чаще смотреть под ноги. Только нагнувшись, мы увидели росянку — крошечное хищное растение с лепестками-лопатками, которое питается насекомыми. Прямо под ногами шелестит дурманящий багульник, полощется на ветру белое море пушицы, расстилаются разноцветные мхи...

“Проходным двором” Ельня, конечно, не станет — количество туристов будет ограничиваться, исходя из научных расчетов допустимой рекреационной нагрузки. Тем не менее для истинных любителей природы дорога в заказник не заказана. Болото ждет своих гостей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий